Конкурс «Палитра Врача»

Ответственный за проведение конкурса:

Изотов-Торохов Александр Вячеславович
Тел.: +7 499 251-34-93
Email: IzotovAV@zdrav.mos.ru

Положение о конкурсе

Положение о конкурсе художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) «Палитра Врача» в рамках Московского фестиваля «Формула жизни»

1. Общие положения

Настоящее положение регламентирует порядок проведения конкурса художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) «Палитра Врача» в рамках ежегодного Московского фестиваля «Формула жизни» (далее - конкурс «Палитра врача»), определение победителей и порядок их награждения после завершения конкурса.

Конкурс «Палитра Врача» направлен на реализацию и оценку творческих способностей медицинских работников государственной системы здравоохранения города Москвы и не является коммерческим мероприятием.

Решение всех вопросов, связанных с проведением конкурса, находится в компетенции Организационного комитета и жюри ежегодного Московского фестиваля «Формула жизни».

2. Цели и задачи конкурса «Палитра Врача»

Основной целью конкурса является раскрытие и поддержка творческого потенциала медицинских работников.

Задачи конкурса:
- повысить престиж медицинской профессии
- привлечь внимания общественности к позитивным изменениям в столичном здравоохранении,
- стимулировать творческое развитие медицинского сообщества.

3. Организатор конкурса «Палитра Врача»

Организатор конкурса - Оргкомитет ежегодного Московского фестиваля «Формула жизни».

4. Условия участия в конкурсе «Палитра Врача»

4.1. К участию в номинациях конкурса приглашаются работники организаций, предприятий и учреждений Департамента здравоохранения города Москвы, с представлением работ, отвечающим условиям и тематике Конкурса.

4.2. Соглашаясь на участие в конкурсе, его участник одновременно признает отказ от авторских прав на некоммерческое использование художественных произведений, скульптур, фотографий, представленных на конкурс и соглашается с их некоммерческим использованием организаторами конкурса, включая размещение для открытого просмотра в общественных местах, на любых информационных носителях, в СМИ, печатных изданиях и сети Интернет.

4.3. Конкурсные работы принимаются в период с 15 мая 2018 года по 31 сентября 2018 года включительно.

5. Технические требования к конкурсным работам:

5.1. На конкурс принимаются:

• работы с этикеткой-описью (этикетка 9x5 см., в правом нижнем углу, на лицевой стороне).
Этикетка включает:
а) фамилию, имя автора (соавторов);
б) название медицинской организации;
в) название;
г) номинацию;
д) размеры;
е) год создания.
• каждая конкурсная работа должна иметь крепления / крючки для подвески на вертикальном панно или крепления и подставки, предупреждающие заваливание объекта;
• произведения могут быть выполнены в любой живописной технике, с использованием любых материалов - масла, акрила, гуаши, акварели, темперы и т.п., размером не более одного ватманского листа;
• фотографии, сделанные как с помощью фотоаппарата, так и с применением мобильных устройств. Не допускается использование фотографий, полученных из иных открытых источников, либо издававшихся ранее, защищенных авторским правом, а также подвергшихся обработке специальными компьютерными программами монтажа.

Работы не должны иметь каких-либо авторских плашек, добавленных рамок и т.д.

На картинах и/или фотографиях не должно быть коммерческих изображений, либо надписей (логотипов, слоганов, узнаваемых изображений торговых марок и т.п.).

Не допускается наличие в картинах и / или на фотографии элементов политической рекламы (лозунгов, призывов, упоминаний политических партий или общественных организаций).

5.2 Работы на конкурс фотографий представляются в формате *.jpeg или *.tif, разрешением не менее 1600x1200 и размером не менее 1 мб. В случае большого объема файла (более 3 Мб) допускается архивирование в формате *.zip или *.гаг.

5.3 Представляемые на конкурс картины, скульптуры и фотографии должны сопровождаться следующими данными:
- ФИО автора полностью;
- фото автора снимка (для фотоконкурса);
- контактные данные (e-mail, телефон);
- указание места ми времени съемки сюжета (для фотоконкурса);
- краткое описание сюжета (до 1000 знаков с пробелами) либо иной сопроводительный текст.

Точное полное написание имени и (при необходимости) должности, места работы изображенного на снимке человека (для фотоконкурса).

5.4 Допускается представление не более трех работ на одну номинацию.

5.5 Люди, либо сюжеты, изображенные на картинах и фотографиях, представляемых на конкурс, должны иметь непосредственное отношение к Москве, либо расположенным на ее территории учреждениям здравоохранения.

5.6 Фотографии, представленные на конкурс, не рецензируются. Оргкомитет и Жюри конкурса не вступают в переписку с Участниками конкурса.

6. Условия участия в конкурсе

6.1 Участник конкурса автоматически подтверждает:
- Свое авторство на предоставляемую на конкурс работу;
- Свое согласие на немедленное удаление представленной работы с сайта конкурса в случае возникновения обоснованных претензий со стороны третьих лиц и обязательство урегулировать возникшие претензии своими силами и за свой счет;
- Отсутствие претензий в адрес Оргкомитета конкурса на выплату авторского гонорара, либо иного вознаграждения, за представленную на конкурс работу.

7. Номинации конкурса:

I. «Есть такая профессия...» (картина или сюжетное фото на тему «Медики за работой»; фотохроника рабочего дня медицинского работника, отделения, лечебного учреждения (не более 3 снимков); портретная съемка врача или медицинского работника в профессиональном интерьере).
II. Моя любимая больница, поликлиника (пейзажные картины либо репортажные снимки). Автором картины (снимка) должен быть врач либо сотрудник среднего звена, работающий в медицинском учреждении города Москвы.
III. Врачи и пациенты. Сюжеты, связанные с профессиональной деятельностью. Работа должна быть либо тематически привязана к Москве, либо сделана врачом (медицинским работником) одного из учреждений государственной системы здравоохранения города Москвы.

8. Порядок определения победителей конкурса н их награждения

8.1 В каждой номинации решением Жюри определяются три победителя по художественным произведениям (Живописи, скульптуре, фотографии), по трем победным номинациям - первое, второй и третье места.

8.2 Объявление Победителей конкурса осуществляется по результатам подведения итогов Московского фестиваля «Формула жизни» и размещается на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы: mosgorzdrav.ru.

8.3 Победителям конкурса вручаются памятные подарки и призы, а также дипломы от Оргкомитета Фестиваля «Формула жизни».

8.4 Награждение победителей происходит в торжественной обстановке в день завершения фестиваля «Формула жизни».

Полезные документы

Итоги

Новшества фестиваля «Формула жизни»: в День знаний московские медики удивляют оргкомитет своими неврачебными талантами

Утром первого сентября в сквере Городской клинической больницы №1 имени Н.И. Пирогова прошло сразу два важных мероприятия в рамках фестиваля «Формула жизни»: шахматный турнир между командами московских больниц и первый этап конкурса «Палитра врача», на котором были представлены творческие работы докторов: живопись и графика, скульптуры и фотографии, созданные руками врачей, медсестер и других работников сферы столичного здравоохранения.

С раннего утра на зеленой поляне позади Храма святого благоверного царевича Димитрия собирались решительно настроенные шахматисты: всего в турнире приняли участие команды из 34 московских больниц, причем в составе команд наряду с мужчинами выступили и женщины. Каждая команда насчитывала от 3 до 6 игроков. Соревнования проводились по швейцарской системе в 7 туров, по правилам ФИДЕ для блица: на каждую партию отводится по 10 минут для каждого игрока, без добавления времени.

Медики с воодушевлением приступили к соревнованиям: все семь туров прошли на одном дыхании. У каждой партии были свои болельщики, которые едва сдерживались, чтобы не нарушить напряженную тишину. Но в течение всего турнира ни одного нарушения правил не было зафиксировано: все-таки медики – очень дисциплинированный народ.

В перерыве между турами игроки могли посетить необычную выставку: впервые в истории существования фестиваля «Формула жизни» московские врачи продемонстрировали свои художественные таланты. Несколько десятков живописных произведений, фотографий, а также скульптурные группы из металла и полимерной глины были выставлены под теплым сентябрьским солнцем на небольших мольбертах и стендах.

Подробнее о конкурсе: «Палитра врача» - это конкурс, направленный на реализацию, раскрытие и поддержку творческого потенциала московских медицинских работников. С 1 мая 2018 года оргкомитетом конкурса было принято 111 работ, созданных работниками организаций, предприятия и учреждений Департамента здравоохранения г. Москвы. Тематика – медицинская: все о профессии врача, о любимой больнице, поликлинике и т.д., а также сюжеты, связанные с профессиональной деятельностью медика. Победители конкурса будут определены в четыре этапа: с шахматным турниром совпал этап зрительского голосования; затем пройдет голосование оргкомитета конкурса, на третьем этапе проголосуют профсоюзы, на четвертом – свою оценку творческим работам врачей дадут эксперты Творческого союза художников России (ТСХР). В результате будет отобрано двенадцать работ, по четыре на каждое призовое место.

Один из представителей оргкомитета конкурса «Палитра врача», врач и живописец, доктор медицинских наук, член Творческого союза художников России Сергей Александрович Булгаков согласился немного рассказать о себе и о роли искусства в жизни современного врача.

К чему Вы пришли раньше – к медицине или к искусству?

Оба эти увлечения появились достаточно рано, но началось все с увлечения рисованием. Как очень многие дети, я часами мог лежать на полу и разрисовывать листы бумаги какими-то батальными сценами, бытовыми зарисовками. С тех пор всю жизнь я писал, хотя учеба в медицинском институте, ординатура, аспирантура и врачебная практика оставляли на это не так много времени. Живопись, как и медицина, требует постоянной практики, поэтому совместить эти два рода занятия непросто. Тем не менее, я не оставляли живопись и по мере возможности писал, и акварелью, и маслом. Заниматься живописью плотнее мне удалось только после защиты докторской диссертации, то есть в 39 лет.

Где вы учились живописи?

Специального художественного образования у меня нет. Когда освободилось время для занятия живописью, я посоветовался со специалистами, и они сказали, что в этом возрасте меня можно только испортить. Я продолжал самосовершенствоваться, накапливал опыт и в результате стал писать достаточно грамотно. В 2007 году я рискнул и провел первую выставку своих работ в галерее Измайлово. Это была открытая выставка для жителей района; я очень волновался и мало верил в успех предприятия. Но по итогам выставки я получил книгу отзывов, переполненную восторженными отзывами! Сначала был совершенно обескуражен. Причем, посетители выставки не всегда знали, что автор работ – врач, а не профессиональный художник. После этого было еще несколько выставок, в том числе две выставке в Московском доме журналиста. В декабре 2017 года мои работы выставлялись в зале Творческого союза художников, куда я был принят. На открытие выставки приезжал председатель союза академик Худяков, и еще целый ряд профессоров и академиков живописи… Ощущение у меня было как на экзамене, только уже не по медицине, а по живописи. К счастью, этот экзамен я тоже выдержал.

Не мечталось ли в детстве стать профессиональным художником?

- Поступить в художественную школу мне не удалось, так как в то время, когда можно было начать учиться, моя семья перебралась из Харькова в Москву. Когда мы обустроились на новом месте, речь пошла уже о том, чтобы делать какие-то успехи в школе, и мысль о карьере живописца пришлось отложить.

А как все-таки было принято решение в пользу медицины?

Так сложилась судьба: во дворе нашего московского дома была средняя школа №10 с медицинским уклоном. Помимо основных предметов, нам регулярно преподавали медицинские специальности, так что со школы у меня остался диплом с правом работы фельдшером в сельской больнице. В общем, можно сказать, что я стал созревшим медиком в раннем возрасте. Я врач с 1964 года (смеется).

Итак, медицина стала Вашей профессией, а живопись – серьезным творческим хобби. Как вы считаете, полезно ли врачу иметь подобное серьезное творческое увлечение?

Ну конечно, это очень полезно. Ведь у врача колоссальная нагрузка, не только физическая, но и психоэмоциональная. Работа с людьми всегда требует правильного эмоционального настроя, а от напряжения возникает риск выгорания. Затем, обратите внимание, живопись – это индивидуальное искусство: ты один на один с полотном, пытаешься выразить себя, перенести на полотно свои переживания, представления об окружающем мире. В живописи каждый находит свои предпочтения: кто-то пишет спокойный пейзаж, кто-то творит в жанре фэнтези, кто-то ищет новые выразительные средства и работает в экспериментальных формах. Наконец, я хотел бы отметить, что творческое хобби позволяет доктору не замываться в сугубо медицинской жизни и продолжать развиваться как личности, а это, на мой взгляд, то чем мы все должны заниматься до последних своих дней.

Но ведь работа врача отнимает очень много времени: как вы считаете, возможно ли найти время для занятий искусством?

Судить обо всех нельзя, но, как мне кажется, живопись это такая заразительная вещь, которая всегда останется с вами, даже если вы по два десятилетия не брали в руки бумагу и кисти. Обязательно наступит момент, когда вас потянет вернуться к живописи.

Есть ли что-то общее в деятельности художника и врача? Может быть, какой-то общий подход?

Самое главное общее это, безусловно, гуманитарный взгляд. Элемент гуманизма, человечного отношения должен быть как у врача, так и у художника, ведь любое искусство – для человека и о человеке, так было всегда. Ну а врач – одна из самых гуманных профессий на земле.

Известно, что нельзя стать врачом, не проучившись перед этим 7-8 лет. А сложно ли быть художником без ремесла?

Да, очень сложно начинать заниматься искусством, не имея никакой школы – но опыт показывает, что это возможно, если поставить перед собой цель самосовершенствоваться день за днем. Лично мне очень помогло то, что я все эти годы активно посещал музеи и картинные галереи: наверное, не осталось ни одного крупного музея в мире, где я не был. Просто мне очень хотелось понять, до чего могут дойти люди в своем мастерстве и творческом поиске. Я ездил, смотрел и учился таким образом у больших мастеров.

На ваш взгляд, конкурс «Палитра врача» - это удачная инициатива?

Конечно, эта инициатива хороша. Нужно поощрять медиков, которые, несмотря на сложность своей профессии, не бросают живопись. Многие работы, присланные на конкурс, отображают ход работы врача. Люди изображают то, что видят каждый день: операционные, больничные коридоры – ведь надо понимать, что у нас есть врачи, которые работают на полторы, на две ставки, сидят на дежурствах круглосуточно, а в спокойные минуты урывают минутки, чтобы посидеть над графикой, сделать набросок новой картины.

Видите, у нас без труда накопилось экспонатов на небольшую выставку. Сегодня мы выясним, какие работы получат призы зрительских симпатий, а затем уже пройдет этап более профессиональной оценки.

На что Вы обращаете внимание, когда оцениваете конкурсные работы?

Понимаю, что при обычной нагрузке врача достигать высот Клода Моне очень трудно, но тем не менее отдаю предпочтение более профессиональным работам. Они, как правило, выполнены по классическим законам и больше ласкают глаз. Это не значит, что мне не нравятся творческие поиски и эксперименты! Просто нужно, чтобы в работе прослеживался четкий посыл, идея, тогда неважно, в каком ключе выполнена работа.

На конкурс выставлены экспонаты в самых разных жанрах и направлениях: наивная скульптура, вышивание, валяние, графика, фотография. Эти экспонаты, на ваш взгляд, заслуживают первого приза, как и живописные работы?

Безусловно. Особенно мне понравилась миниатюра «Сельский врач», выполненная в технике вышивки. Очень кропотливая работа, узнаваемый сюжет – думаю, вполне заслуживает призового места. Что касается фотографии, то ее оценивать сложнее, так как нет четких критериев. Мне кажется, в фотографии, чтобы претендовать на успех, нужно создавать что-то совершенно уникальное, неожиданное.

… Вместе с Сергеем Александровичем мы осматриваем выставку конкурсных работ. Первый этап голосования проходит оживленно и открыто: каждому участнику встречи выдается три стеклянных шарика. Под каждой конкурсной работой висят мешочки, куда участники опускают шарики. Чем больше шариков – тем выше рейтинг работы; три наиболее популярных удостоятся приза зрительских симпатий.

- Мы всякий раз содрогаемся от восторга, когда открываем коробку с очередным экспонатом, - рассказывают организаторы конкурса.

Экспонаты – самые разнообразные по тематике: портреты врачей, зарисовки из повседневной жизни докторов, фотографии улыбающихся ординаторов. В первую очередь обращаешь внимание на живопись.

- Вот эта работа, мне кажется, имеет все шансы получить первый приз, - дает экспертную оценку Сергей Александрович. Перед нами летний пейзаж, изображающий двор Первой градской больницы и фасад Храма святого благоверного царевича Димитрия. – Картина хороша уже чисто технически: здесь автор не испортил зелени, значит, он довольно профессионально занимался живописью. Художнику, пусть даже он врач, ни в коем случае нельзя пускать в картины «зеленку» - такой ядовитый зеленый цвет. Беда многих любительских работ в том, что на них страдает цвет, а для живописи это фатально.

-  А здесь изображена будничная сцена из жизни медсестры. Неплохая работа, правда, очень хотелось бы понять, писал автор с натуры или копировал сюжет какого-то другого полотна.

- Любопытно: автор решил изобразить интерьер музея Боткинской больницы. Никогда бы мне в голову не пришло там писать – а интересно получилось! – смеется эксперт.

Наконец подходим к вышивкам. Небольшие миниатюры, от которых так и веет теплом: молодая женщина-врач с фонендоскопом осматривает ребенка возле печки; старичок в тулупе и валенках холодным зимним вечером бредет по деревне – к дому, где нужна его помощь.

- Вы посмотрите, какая работа! Сколько вложено труда, - восхищается Булгаков, - Это очень сильные работы, - Похоже, мнение эксперта разделяют многие: в мешочки под миниатюрами уже опустили несколько десятков стеклянных шариков.

На выставке внимание зрителей привлекли и работы оригинального жанра. Например, чудесный интерьер из полимерной глины «Домик залесской травницы»: большой стол, на полках разномастные баночки, на полу миниатюрная тыква, по стенам развешанные букетики целебных трав. Забавные настенные часы, декорированные таблетками и шприцами с философским названием «Время лечит». Вязаная кукла-медсестра ручной работы. Самый поразительный экспонат – огромный торт из мастики со сладкими бинтами, съедобным фонендоскопом и напечатанными на вафлях фотографиями, изображающими будни врачей Первой градской больницы. Хотелось бы сразу отдать первый приз этому экспонату – но нельзя, в каком-то виде торт должен «дожить» как экспонат до конца сентября, когда будут подведены итоги конкурса.

Пока свободные участники любовались выставкой, за шахматными столами продолжались сражения: молодые ординаторы играли с опытными врачами, представителями управления – с практикующими хирургами и фельдшерами, профессора – с медсестрами. По итогам турнира максимальное число баллов набрали команды ГКБ им. Пирогова и ГКБ №15 им.Филатова, с небольшим отрывом за ними следуют команды Московского клинического научного центра и дружно выступившие сборные ПКБ №1 и ПКБ №1.

Дружеское, уважительное общение на равных и блестящий интеллект переполняли этот солнечный осенний день. Надеемся, что таких дней в жизни всех московских медиков будет как можно больше.

Фотографии